Как Россия и Европа борется с COVID-19

Цель нашей компании - предложение широкого ассортимента услуг на постоянно высоком качестве обслуживания. Звоните!

Закупки в борьбе с коронавирусом: опыт России и Евросоюза.

Буквально на днях Минфин и ФАС выпустили разъяснения о том, что пандемия коронавируса является форс-мажором, поэтому заказчики вправе осуществлять закупки необходимой продукции для борьбы с вирусом в рамках п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ без учета перечня продукции, необходимой для оказания гуманитарной помощи и ликвидации последствий ЧС.

Еще до выхода этих очевидных разъяснений заказчики стали проводить такие закупки у ед.поставщика. Например, Роспотребнадзор по Московской области только с начала марта 2020 года уже успел заключить контрактов почти на 6 млн. руб. с едпоставщиками на закупку масок, респираторов и другой защитной продукции (https://zakupki.gov.ru/epz/contract/contractCard/document-info.html?reestrNumber=1502903686620000102, https://zakupki.gov.ru/epz/contract/contractCard/common-info.html?reestrNumber=1502903686620000105, https://zakupki.gov.ru/epz/contract/contractCard/document-info.html?reestrNumber=1502903686620000104).

Разъяснения ФАС и Минфин в оригинальном тексте Вы можете ознакомиться нажав на ссылку


Что же происходит в Европе? Как она борется с COVID-19 в своих гос. закупках?

13 марта Еврокомиссия также признала коронавирус обстоятельством непреодолимой силы, которое вне контроля правительств (https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/ip_20_459).

Для борьбы с пандемией Комиссия разместила закупку на поставку защитных очков, масок и респираторов для медицинского персонала для 20 стран ЕС за счет бюджета Евросоюза. Критериями определения победителя выступали скорость доставки (35%), наличие инструкций по применению на языках ЕС (15%) и цена (50%).

Однако 11 марта 2020 г. закупка не состоялась из-за отсутствия заявок. Не помогло Еврокомиссии даже деление закупки на 2 лота: поставку средств защиты зрения врачей и поставку масок и респираторов второго и третьего класса защиты. И это несмотря на возможность прямого заключения контрактов без торгов на основании форс-мажора. (https://ted.europa.eu/udl?uri=TED:NOTICE:119976-2020:TEXT:EN:HTML&src=0).

Куда лучше ситуация выглядит в Европе на национальном уровне. Так, 17 февраля 2020 г. власти Люксембурга успешно заключили контракт на поставку масок с люксембургской компанией на 207 тыс. евро. В отличие от несостоявшейся закупки Еврокомиссии, критериями выбора поставщика в Люксембурге стали скорость доставки (80%) и цена (20%). (https://ted.europa.eu/udl?uri=TED:NOTICE:123441-2020:TEXT:EN:HTML&src=0).

На этом примере видно, как евроинтеграция не справляется с такими глобальными вызовами как пандемия коронавируса, а спасение утопающих – каждого государства-члена ЕС – это дело самих утопающих.  

Текущая ситуация в ЕС не только замыкает национальные правительства на самих себя, но и содержит риски дефолта отдельных государств, прежде всего, Италии. Если Еврокомиссия не в состоянии провести совместную закупку противовирусных средств, что же она будет делать с цепной реакцией, которую уже этим летом может вызвать дефолт Италии?

Возврат к списку